Серия новых континентальных биатлонных соревнований в следующем сезоне будет проходить в семи странах. Первый этап Кубка IBU-2018/19 состоится в шведском …
Антон Шипулин о своих планах
Российский биатлонист Антон Шипулин, олимпийский чемпион Игр-2014 в Сочи в эстафетной гонке, празднует в пятницу свое 28-летие. В интервью корреспонденту “Р-Спорт” Елене Соболь спортсмен рассказал о насыщенном отдыхе после сезона и свадьбе, о своих планах на будущее, а также о подготовке к новому сезону, в котором он ставит перед собой самые высокие задачи.
Семейные дела
— Антон, расскажите, как провели отдых перед стартом подготовки? Судя по вашим соцсетям, отдых получился насыщенным…
— Это был первый год за последние десять лет, когда я не съездил отдохнуть на море. Начало лета получилось насыщенным, много времени проводил дома с друзьями. Катался на квадроциклах, ездил на охоту и на рыбалку. Больше активного отдыха, конечно, было. Особо отдыхом это назвать нельзя, потому что держал себя в форме, тренировался. Такой отдых хорошо меня зарядил, раньше часто не хватало времени побыть дома. Всегда планировал хотя бы месяц побыть в Екатеринбурге, в родных краях. В этом году наконец удалось. Конечно, не хватает моря — хотелось полежать на песочке, позагорать и покупаться. Но не жалею нисколько, что остался дома и посвятил свое время родной земле.
— За это время многое успело произойти, например, вы сделали предложение вашей девушке Луизе Сабитовой в кинотеатре перед сеансом. Насколько сложно было это все так организовать?
— Организовать было не так сложно, как мне это представлялось. Спасибо всем тем, кто пошел мне навстречу.
— Луиза, конечно, такого поворота событий не ждала?
— Конечно, нет! Удивилась, расплакалась… Не ожидала такого начала фильма.
— С вашим графиком, наверное, свадьбу было сложнее организовать?
— Это приятные хлопоты. Самое тяжелое было за неделю до свадьбы, было много проблем и обстоятельств, бытовых вопросов. Мы сделали все быстро, очень помогли хорошие люди, организаторы, которые занимались торжеством. Считаю, все получилось здорово! Это одно из главных событий моей жизни, которое запомнится надолго. “Медовый месяц”, как я все время смеюсь, у нас прошел в Минске на сборе. Жена поехала со мной в Раубичи после свадьбы, побыла со мной там 20 дней. Но, думаю, в конце апреля или начале мая в следующем году наверстаем — съездим куда-нибудь вместе отдохнуть на море, где солнце, пляж.
— Супруга с пониманием относится к вашему графику?
— Конечно. Думаю, она уже привыкла за три года, что мы вместе. Она понимает, что это основной мой вид деятельности, и старается подстроиться. Я за это ее еще больше люблю и уважаю.
— Вообще, как сильно воодушевляет поддержка семьи?
— Поддержка близких для меня — одна из основных вещей. Когда мы находимся на соревнованиях зимой, когда по несколько месяцев не приезжаем домой, общение с родными и близкими всегда помогает держаться перед соревнованиями. Только родные и близкие поддержат и в горе, и в радости, помогут приобрести моральные силы на дальнейшие старты. Думаю, что ни один из знакомых или друзей так не поддержит, как родные.
— Есть цели и мечты, не связанные со спортом?
— Построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Конечно, это все не за один год. Думаю, со временем все получится и все будет, главное — верить. Где будет дом, пока не знаю, куда душа ляжет, хочу домашний очаг. Но, скорее всего, в Екатеринбурге, в Свердловской области, потому что я люблю этот город и никуда не хочу переезжать, хотя было не одно предложение. Все-таки этот город меня зацепил, думаю, семейный очаг я буду создавать именно здесь.
— А еще этим летом вы также стали дядей во второй раз — у вашей сестры Анастасии Кузьминой родилась дочка. Как сейчас Настя и как маленькая Оливия?
— Все хорошо, постоянно переписываемся, созваниваемся. Очень рад, что сестра родила дочку. Она сейчас дома, занимается новорожденной, всю себя посвящая ей. Для меня, наверное, все очень быстро получилось — думал, что племянница должна родиться осенью, а тут был ошеломлен — вот-вот через неделю! Немного жалко, что сестра не смогла приехать на свадьбу, но я ее понимаю, она меня в этом плане поддержала и поздравила по телефону.
— К ней еще не успели съездить?
— Пока нет, думаю, что это будет нескоро. Может быть, получится зимой, когда будут проходить соревнования — может, в каком-то перерыве между стартами. А так у нас сейчас очень плотный график, один сбор идет за другим, даже дома не получается провести полноценную неделю. Приезжаю — и весь в делах, в заботах с утра до вечера. О поездке в ближайшее время речи быть не может.
— Настя уже рвется на трассу, на стрельбище?
— Думаю, она пока немного подостыла к спорту — на первом плане семья и дети. Но спустя какое-то время она определится, будет дальше выступать или нет. Это уже зависит полностью от ее желания. Знаю, что она даже на больших сроках беременности постоянно двигалась, вела активный образ жизни, старалась уделять как можно больше времени спорту. Человек, который был связан всю жизнь со спортом, не может просто так избавиться от этого.
Впереди интересный сезон
— Впереди новый сезон. Какие от него в целом ожидания?
— Безусловно, я намерен бороться за самые высокие места и самые высокие звания. Не могу предугадать, как что будет, насколько сильны будут соперники, и как по сравнению с ними буду силен я, но постараюсь сделать все, что от меня зависит. По крайней мере, я к этому стремлюсь, стараюсь много тренироваться и работать над собой, чтобы зимой доказывать, прежде всего, себе, что я способен бороться со всеми на равных, что готов и могу занимать самые высокие места. Настраиваю себя позитивно на этот сезон, надеюсь, что все так и пройдет, если не будет никаких непредвиденных и неприятных ситуаций. Тогда, думаю, сезон должен сложиться удачно.
— С кем будет интересно побороться в наступающем сезоне, помимо француза Мартена Фуркада?
— Соперников на самом деле много, с каждым годом конкуренция только растет все больше и больше. Кроме тех ребят, моих товарищей по сборной, которые сильны, есть еще на мировой арене такие, как, например, норвежец Эмиль Хегле Свендсен, которого нельзя списывать со счетов. Он всегда показывал хорошие результаты, в прошлом году немного сбавил обороты, но я видел его интервью, где он заявил, что будет бороться за высокие места, настрой у него боевой. Также нельзя списывать со счетов Тарьея и Йоханнеса Бё. Младший из братьев доказал в прошлом году, что в некоторых гонках он наголову сильнее соперников, а Тарьей завоевал несколько медалей на чемпионате мира. Также словенец Яков Фак, который доказал в прошлом году, что он сильный спортсмен. Много ребят, которые будут бороться, будут показывать свой характер. Сезон будет на самом деле интересным, будет проходить до последних стартов в напряженной борьбе.
— Чемпионат мира в этом году пройдет в Норвегии, насколько вам нравится и подходит трасса в Холменколлене?
— Легких трасс, конечно, не бывает, мы на всех выкладываемся. Нормальная трасса, главное — суметь к ней приспособиться, хорошо подготовиться, пройти подготовку перед турниром без всяких оплошностей. Думаю, все будет нормально! Конечно, норвежцы всегда выступают у себя на родине очень хорошо, постараются подойти к старту в максимальной форме. Но и мы постараемся не ударить в грязь лицом.
— Как-то будете приспосабливать подготовку именно к норвежской трассе?
— Саму зимнюю подготовку мы еще не планировали окончательно, пока сконцентрированы на летнем подготовительном периоде. Не думаю, что будет большая сложность с выбором подготовки, потому что это не среднегорный старт, поэтому будет легче подстроить организм. Думаю, что уже после начала сезона, в декабре-январе, мы с тренером посмотрим на состояние, на форму и будем уже конкретно решать, где проведем подготовку непосредственно перед началом чемпионата мира, и как она будет выглядеть.
С Черезовым и Волковым стараемся больше шутить
— Идет к завершению второе лето вашей самостоятельной подготовки. Чем нынешняя подготовка отличается от прошлогодней?
— Подготовительный летний период в этом году прошел хорошо, всю работу на сборах, которую запланировали, выполнили. Я в принципе доволен, тренер тоже доволен. Если в прошлом году мы больше со своим тренером и физиологом друг к другу присматривались, пробовали только новые технологии и методики, то в этом году уже полностью друг другу доверяем, уже беспрекословно друг друга слушаем и общаемся очень тесно. Думаю, что от этого качество работы повышается. Ну и все-таки если в прошлом году к новым методикам относился с опаской, с недоверием небольшим, то в этом году уже полностью проникся и понимаю, что эти работы мне полностью подходят, и выполняю их более качественно.
— Сами чувствуете, что этим летом прибавили по сравнению с прошлым?
— Мы еще не проводили контрольных тренировок, еще не пробовал себя в деле, но чувствую, что хуже точно не должно быть. Больше работаю над техникой, над качеством, а не над количеством. Думаю, все должно получиться хорошо.
— Как вам работается совместно с Алексеем Волковым и Иваном Черезовым? Удачное сочетание?
— Да, все хорошо! С Ваней мы уже достаточно давно общались, он меня еще поддерживал, когда я был сопляком, юниором, только перешедшим в мужской спорт. С Ваней у нас хорошее психологическое взаимодействие, мы друг другу не надоедаем, общаемся. Очень много беру у него советов. С Алексеем Волковым в прошлом году мы прошли целиком подготовительный период, никаких проблем нет. Мы стараемся много шутить, веселиться, разговаривать и работать. В таком коллективе мне очень комфортно.
— Одно удовольствие наблюдать за инстаграмом вашего трио. Это тоже разбавляет атмосферу тяжелой работы?
— Конечно, когда идут долгие тяжелые тренировки, стараемся все-таки разбавить эту атмосферу, как-нибудь пошутить, посмеяться друг над другом. Это, конечно, помогает нам в спорте, помогает весело провести время. Конечно, проникаемся еще больше друг другом.
Мы вне трассы друзья, много и хорошо общаемся, стараемся всегда поддерживать друг друга. Выходя на старт, наверное, можно назвать нас соперниками. Думаю, что мы все понимающие люди и, если понадобится, будем стоять друг за друга горой. Поэтому если боремся, то только на трассе.
— В Раубичах этим летом в одно время почти все составы пересеклись на сборе. Не проводили совместных тренировок?
— У нас была только одна стрелковая тренировка, а так были разные тренировочные планы, не работали вместе. Но думаю, через месяц на летнем чемпионате России будет возможность сравнить себя друг с другом, посмотрим, кто как тренировался. И то, лето — не показатель, показатель будет зимой.
— В прошлом году вы корректировали технику лыжного хода, эта работа уже полностью завершена или еще в процессе?
— Сейчас закрепляю прошлогоднюю технику, мне показалось, что мы очень успешно поменяли один из элементов. Стараюсь постоянно совершенствоваться, искать те нюансы, которые мне могут помочь в спорте.
— В чем есть желание прибавить, над чем продолжаете работу?
— Хочу прибавить в стрелковом компоненте, стараюсь сделать это, кое-какие вещи исправить. Нет предела совершенству. Хочется и быстрее бежать, быстрее и качественнее стрелять. Стремимся всегда себя улучшить. Если бы не стремились к чему-то большему, то, думаю, не было бы такой конкуренции в нашем виде спорта.
— У Альбины Ахатовой продолжаете консультироваться по стрелковым вопросам?
— Да, с Альбиной мы тесно общаемся. Следующий сбор у нас будет проходить в Тюмени, она будет приезжать к нам, что-то показывать и рассказывать, смотреть. Какие-то свои замечания и предложения вносить.
Мне нравится эта работа, и ей, мне кажется, тоже нравятся наши взаимоотношения. Мы друг другу не навязываемся, в дружеском формате общаемся, стараемся друг друга поддержать. Она мне подсказывает какие-то свои вещи. Она не так давно была сама действующей спортсменкой, у нее много осталось ощущений, которые она не потеряла. Зная, как она хорошо стреляла, какой у нее успех был именно в стрелковом компоненте, я всегда отношусь с уважением к ее мнению.
— После вашего сотрудничества почувствовали определенный прогресс?
— Да, мне кажется, она мне помогла в этом плане! Подсказала в каких-то моментах, как правильно лежать, стоять, менять изготовку. Помогла очень сильно с ложей, из которой я отстрелял весь прошлый сезон и буду стрелять следующий. В результате у винтовки достаточно приличный вес ушел, и это мне очень помогло.
— В одном из интервью Ахатова рассказывала, что, по ее мнению, спортсмен должен в достаточной мере знать технические нюансы оружия. Насколько вам это близко?
— Думаю, что каждый биатлонист с юных лет начинает разбираться в винтовке. С оружием мы живем больше, чем с любым из родственников, щупаем его, трогаем, собираем и разбираем, чистим. Это неотъемлемая часть жизни биатлониста. Кто-то интересуется более мелкими деталями и нюансами, а кто-то нет. Тут уже зависит от самого спортсмена, если ему хочется более глубокие познания иметь, то он будет интересоваться, если нет, будет относиться как к обычной вещи, с которой он тренируется. Я все-таки считаю, что с винтовкой надо обращаться как со своим другом, боевым товарищем. Надо знать все нюансы, все изъяны, все плюсы и минусы своего боевого друга.
Общаться с телом на “ты”
— Можете сказать, что с нетерпением ждете наступающего сезона?
— Нет такого, что прямо очень-очень жду, но могу сказать, намного сильнее, чем в прошлые годы. Если раньше я как-то подходил к сезону с опаской, то сейчас иду с большим желанием начать соревноваться и посмотреть на свои силы, сравнить с соперниками.
— Еще пять лет назад Антон Шипулин был одним из молодых биатлонистов среди опытных спортсменов костяка сборной. Теперь вы один из “старших”. Что изменилось для вас за эти годы, как поменялись ощущения?
— Конечно, стал намного опытнее, появился соревновательный опыт, тренировочный. За это время я стал лучше понимать свой организм, лучше разбираться в каких-то нюансах. Начал больше интересоваться собой, особенностями организма. Думаю, что это все сказывается. Конечно, без опыта до этого бы не дошло, много было поражений и побед, через которые надо было перешагнуть. И это часть большого биатлона.
Меня как-то спросили, изменил бы я что-то, если бы начал строить свою биатлонную карьеру заново. Ответил и по-прежнему считаю, что вообще ничего не менял бы. Даже если бы у меня были те знания, которые есть сейчас, потому что все это надо было преодолеть на собственном опыте. Нисколько не жалею, что у меня много лет ничего не получалось и только сейчас пошли первые неплохие результаты. Я доволен, что прошел этот путь сам, для меня это большой, колоссальный опыт, которым я смогу, наверное, делиться после спорта с биатлонистами, показывать и рассказывать. Мне самому приятно, что этот опыт останется у меня за плечами.
— Вам нравится работать над собой и совершенствоваться, видите в этом определенный кайф?
— Конечно. Когда получается себя в чем-то улучшить, усовершенствовать, в чем-то себя лучше познать, то это определенно кайфово! Стараюсь читать очень много литературы, образовываться в плане физиологии. Большое влияние на меня оказала работа с Андреем Сергеевичем Крючковым, он постоянно мне рассказывает какие-то новые методики, новые технологии, показывает научные статьи. Мне, безусловно, интересно все это, интересно, как работает организм, какие у него есть нюансы. Как работает тело на клеточном уровне, на генетическом. Хочется узнавать все больше и больше.
Более того, со следующего сезона хочу писать кандидатскую диссертацию как раз по темам спорта, педагогики, по генетической направленности. Хочется посвятить этому еще больше времени, свободное время я уже сейчас стараюсь посвящать изучению физиологии человека.
— Это здорово помогает на практике?
— Когда понимаешь свой организм с научной точки зрения, а потом на это накладывается практика, то намного быстрее начинаешь общаться с телом на “ты”, и, конечно, это отражается на результатах. Не когда тебе тренер вдалбливает, а когда ты сам начинаешь понимать весь процесс, начинаешь осознавать те слова, которые тебе говорит тренер с совсем другой стороны.
— Чего вы бы себе пожелали на предстоящий год жизни?
— Пожелаю, прежде всего, удачи в своем нелегком деле. Поменьше лениться, побольше стараться, быть мотивированным. Именно от мотивации зависит очень многое. И, конечно, немаловажно здоровье. В спорте оно понадобится очень сильно.
— А что вас мотивирует больше всего?
— Вот не занял я первое место в личной гонке на Олимпиаде в Сочи. Меня отделил от него всего один габарит, не закрылась мишень или шесть секунд… Кто как говорит. И для меня теперь это новый стимул и мотивация завоевать золото на следующей Олимпиаде. Буду стремиться это сделать. Думаю, если бы я выиграл в Сочи Олимпийские игры в том же спринте, где мне не хватило совсем чуть-чуть, у меня бы не было уже такой мотивации. Не знаю, продолжал бы я дальше спортивную карьеру или нет. А так это, видимо, судьба. Это постоянно меня подстегивает, как только вспоминаю о своих плохих стартах, особенно об олимпийском спринте, так хочется выбежать и пробежать 30 километров!
Источник: rusbiathlon.ru