Серия новых континентальных биатлонных соревнований в следующем сезоне будет проходить в семи странах. Первый этап Кубка IBU-2018/19 состоится в шведском …
Дмитрий Васильев: «У Елисеева хватает совести хамить тренерам, вести себя вызывающе и высокомерно. Не понимаю, для чего держать таких в команде»
Двукратный олимпийский чемпион, президент Федерации биатлона Санкт-Петербурга Дмитрий Васильев в огромном жестком интервью rsport.ria.ru раскритиковал работу президента Союза биатлонистов России (СБР) Владимира Драчева, а также прокомментировал слова братьев Бё и допустил скорые перестановки в руководстве Международного союза биатлонистов (IBU).
— У вас есть объяснение, что произошло в мужском масс-старте?
— Никита Поршнев (26-е место) выступил в свою силу. Матвей Елисеев (28) вообще весь чемпионат мира провел в минусе, растерял всё то, что обрел в начале сезона. Еще в середине сезона была хорошая стрельба, а сейчас и этого нет. Зато у него хватает, как бы это сказать помягче, совести хамить тренерам, вести себя вызывающе и высокомерно.
— Что вы имеете в виду?
— Елисеев уже давным-давно не является примером для подражания. Его поведение вызывает вопросы. Для чего держать таких спортсменов в команде, я не понимаю. Если бы он так вел себя в моей команде, его бы не было там уже через 5 минут вне зависимости от того, как он себя ведет с тренером. А в сборной происходят просто недопустимые вещи.
— Какие?
— Мог послать тренера и прочее.
— При разговоре тет-а-тет?
— Если бы. В присутствии других людей. Высокомерие никогда не приводит к хорошим результатам. Только дисциплина и самообладание могут дать положительный результат. А вседозволенность и распущенность не идут на пользу. Никто из тренеров почему-то не строит Елисеева, позволяют ему так себя вести. Им же с ним жить и тренировать, я не понимаю этого. Отсюда и результат. Думаю, одна из причин — безнаказанность и вседозволенность в команде. Всё это идет сверху — от руководства Союза биатлонистов России. Управления практически никакого нет. Всё происходит по инерции.
— Как в фильме, когда поезд набрал высокую скорость и не может остановиться, потому что машинист выпрыгнул из кабины?
— Да-да. Тут и случай с Касперовичем, который фактически обеспечил медали для СБР. Оказалось, что тренер был недостоин получить аккредитацию от федерации, пришлось самому искать где-то нужный документ.
— И получил прозвище “турист”…
— Президент СБР назвал его так. Это как?! Как можно человека так называть? Это всё ягоды одного поля. Сплошная неразбериха в управлении, если это можно так считать. Но мы уже с вами дали определение — разогнавшийся поезд, который в любой момент на повороте может сойти с путей и разбиться.
— Что дальше? Отставка руководства?
— Не знаю. Об этом пусть думают регионы. Они выбрали это руководство, им и принимать решение. Я к этому не имею никакого отношения и высказываю свою точку зрению, это взгляд со стороны. Если в таком режиме всё будет продолжаться, то будет настоящей катастрофой. Это я еще помягче слово подобрал. Сейчас-то уже ничего хорошего.
Никто не защищает наших спортсменов, их просто уничтожают, как хотят. Никто не просит от IBU ответов, на каком основании они допускают травлю Логинова. Бездействие полное. Я прошел советскую эпоху, помню, как всё было. В сторону спортсменов боялись посмотреть, вякнуть чего-то. А сейчас разбираются как с какими-то бомжами. Такое отношение, что с нами никто не считается, будто общаются с банановой страной. Отсюда и результаты на лыжне, кроме Логинова.
Наших сборников нужно поблагодарить, они выступили более-менее на чемпионате мира. Катя (Юрлова-Перхт) была сегодня шестой (в масс-старте), в таких условиях это нормальное выступление. Они не расписались в собственной слабости. Выступить лучше в такой ситуации было нереально. Когда хвост виляет собакой… Ну, вы же понимаете.
Эмоции сейчас присутствуют. Я на всё это посмотрел и возмущен. Реально не понимаю, ну как так можно унижать наш любимый биатлон, который любят миллионы людей.
— Может, стоило в знак протеста покинуть чемпионат мира?
— Я преклоняюсь перед Логиновым. Он испытывает огромное давление на протяжении всего сезона и показывает достойный результат. Вчера, когда вся чехарда произошла, не бросил команду, а мог отказаться от эстафеты. Вышел на гонку, достойно выступил. А эти негодяи братья Бё? Особенно старший Тарьей, он просто негодяй. У младшего хоть мозгов хватило, после интервью дал задний ход. Еще что-то высказываются. Сам этот Тарьей весь в допинге, обложились справками и вякают что-то. (Мартен) Фуркад хоть примолк, не говорит ничего. Предлагаю всем ввести мораторий на один год по справкам. Пусть на этот период откажутся от терапевтических исключений и встанут вровень со всеми спортсменами. Я вас уверяю, вы настолько удивитесь, как изменится пьедестал.
— Скажут, что умрут на трассе без справки.
— Тогда пусть сидят дома, раз больные. А тут якобы болеют астмой. Да человек с такой болезнью не может по лестнице подняться без остановки, чтобы не остановиться и не отдышаться. А они занимают весь пьедестал. Посмотрите на статистику, почти 60% всех так называемых победителей все больные. Здорово же? Больные обыгрывают здоровых. Это абсурд! WADA (Всемирное антидопинговое агентство) до всего этого и довело ситуацию. Нашли песчинку в чужом глазу, а у себя бревно найти не могут. И устроили вакханалию. А Тарьей Бё еще рот открывает, сидя весь в допинге.
Ну как можно наших ребят не защищать? А если не умеешь этим заниматься, то не нужно вообще браться за это дело. Саша просто герой! За его золотую медаль надо выдать правительственную награду самого высокого уровня. То, через что он прошел и завоевал две медали, способен пройти только человек высокой стойкости и героизма. Снимаю перед ним шляпу. На фоне всей мерзости, гадости и некомпетентности.
— Но ведь две медали у сборной есть. Выходит, чемпионат не стал таким провальным и выводы уже будут другими, разве не так?
— Никто не будет цепляться за этот результат. Все прекрасно знают. Тем более, сейчас обозначили тех, кто обеспечил медали — Логинов и Касперович. Больше НИ-КТО! Я это знаю, потому что работаю с Касперовичем в Федерации биатлона Санкт-Петербурга, и он является главным тренером нашей сборной. Я знаю, как он контактировал с Сашей, ездил к нему постоянно, вкладывал свои личные деньги, потому что федерация не может финансировать в полном объеме из-за ограниченности бюджета. Он свои средства вкладывал, и за это он получает звание “туриста” на чемпионате мира.
— Почему никто не помог с аккредитацией?
— Если бы заранее знали. Мы же рассчитывали на здравый смысл СБР. Раз Касперович полезен для лидера сборной России, значит, его надо в первую очередь обеспечить аккредитацией. Никто не думал, что так всё далеко зайдет. Если бы знал, я бы нашел выход, как обеспечить его аккредитацией. Есть масса легальных вариантов сделать это. Драчев сказал, что он не в сборной России. Что за глупость? СБР может с улицы набрать людей и подать на них список, который утвердят в IBU, им-то какая разница. Квота есть? Держите аккредитации и делайте с ними что хотите. Хоть девочек по вызову включайте в делегацию. Главный критерий должен быть таким: полезен человек команде или нет.
— Вы с Касперовичем уже пообщались?
— Да. Он подвел наших друзей, но Александр для чего это сделал? Чтобы поддержать Сашу. Да, он поступил незаконно и не отрицает этого. Он готов понести любое наказание. Насколько знаю, у IBU это штраф в 500 евро. Но они нашли формальный повод вызвать полицию. Эту Фуссек (антидопингового менеджера IBU Сару Фуссек-Хаккарайнен) гнать надо из IBU за такое. Зачем вообще ее взяли, когда человека за эти же вещи выгнали из FIS (Международной федерации лыжного спорта)? Уверен, ее уберут из федерации. Она ни с кем не согласовала этот запрос в полицию, действовала от имени IBU, но не имела на это никаких полномочий. Я разговаривал с вице-президентами IBU, они в таком шоке находятся, вы бы знали. Они ходят с широкими глазами и говорят, что все пострадали от такого безобразия. Не буду называть их фамилии.
— Выходит, глава IBU Олле Далин был искренен, когда удивлялся обыскам?
— Так и есть. Но по нему тоже вопрос серьезный. Насколько я знаю, уже идут разговоры о переизбрании президента федерации. Он некомпетентный человек, не управляет процессами в IBU. Не дает правовую оценку заявлениями братьев Бё, ведь Логинова травили всё это время. Есть комиссия по этике, которая должна была разобрать все вопросы, наказать норвежцев, которые ведут себя недостойно. Чемпионат мира вскрыл такие слабые позиции в мировом и российском биатлоне, что есть повод для размышления.
— Со стороны похоже на российское фигурное катание, где все грызутся друг с другом.
— Не знаю. Конечно, кто бы как ни относился к Этери Тутберидзе, она дает результат. А это самое главное в спорте. Всё стальное — эмоции и слова. Вы не умеете давать результат, она умеет. Значит, она самая лучшая. А как фигуристки прыгают — на четвереньках, задом — не важно, они самые лучшие в мире. Вся возня в основном идет от зависти, все завидуют ее успеху. Так и в жизни. Это было и будет, просто надо относиться философски и делать свое дело.
— Как оцените работу старшего тренера женской команды Виталия Норицына?
— Его назначили на этот пост с определенными полномочиями и задачами. От него ждали соответствующего результата, но он не справился. Почему? Сказать сложно. Он должен проанализировать и сделать вывод. Спору нет, в этом году женский биатлон провалился. В Хохфильцене выступили в эстафете, но эти декабрьские старты особо никому не нужны. Уровень подготовленности определяют в январе и феврале — на ЧМ и Олимпиаде. Вот что важно. Ну, стрельнули разок, а где были на ЧМ? Нигде. Не вылезать же на одной Юрловой-Перхт.
Сезон у него не сложился. Нельзя говорить, что он не способен работать со сборной России. Где-то он методически промахнулся. Насколько знаю, главной проблемой у Норицына является единоличное принятие решений во всех вопросах. Отсутствует совещательный орган, прежде всего, со своими коллегами, у которых есть колоссальный опыт по подготовке олимпийских чемпионов. А контакта с другими тренерами не было вообще. Человек не может знать всего, и чтобы не ошибаться, надо общаться с коллегами, добившимися успеха. Всё остальное поправимо. У него есть желание.
— Если Норицын покинет свой пост, кто займет его место? Смотреть на иностранцев?
— Нужно изучить, кто успешно работал с молодыми спортсменами в последние годы. За рубежом тоже ищут хороших тренеров. Кто у нас сейчас успешный? С норвежцами всё понятно, там сплошные астматики. Хотя при всем этом у них хорошая селекционная работа. Но то, что они уже много лет легализованные допингисты, не делает им чести и уважения. Тем более после высказываний братьев Бё. У французов тоже негусто с тренерами.
— Хорошо, лидеров мирового биатлона исключаем. Зачем им покидать успешные команды ради России?
— За деньги пойдут работать хоть на Луну. Уле-Эйнар Бьорндален поехал же с женой в Китай, там дали очень хорошие деньги. У немцев провальный сезон, ни одной золотой медали на чемпионате мира не взяли, такого я не помню прежде. У них тоже проблемы.
— Тренерский состав мужской команды тоже могут перетряхнуть?
— Честно, не знаю. Всё, что происходит в СБР, не поддается логике. Строить прогнозы нереально и невозможно. Я всегда опираюсь на логичные и просчитываемые вещи, а сейчас всё алогично, не поддается никакому анализу.
— Вы так и не сказали о разговоре с Касперовичем.
— Стресс у него был колоссальный. Хоть к полиции претензий особых и нет, они ведь отрабатывали поступивший сигнал. А это очень серьезный сигнал, в Италии допинг приравнен к наркотикам, соответственно, это уголовное наказание. Да, полиция работала жестко, было неприятно. Тем более Касперович был с женой и внучкой, все они испугались. Больше он особо ничего не рассказывал. Детали нашего разговора я разглашать не могу по понятным причинам корректности. Если посчитает нужным, то он расскажет. Другой вопрос, что СБР, на мой взгляд, должен сначала получить разъяснения от IBU по этим действиям, а затем подать в суд на международную федерацию. Это надо делать не ради того, чтобы разругаться с IBU, а чтобы там побоялись в следующий раз вытирать о нас ноги, что они делают сейчас. Вот и всё. В будущем там поймут, что СБР может показать зубы и укусить. Должна быть последовательность событий. Нельзя спускать на тормозах.
— Дмитрий Ярошенко считает, что IBU нашел в лице СБР некий Клондайк и просто выкачивает деньги. Согласны с мнением двукратного чемпиона мира?
— История с деньгами вообще глупость. Должен же быть договор, где прописана точная сумма. Хорошо, нет точных цифр, но IBU теперь на протяжении десяти лет ежегодно будет просить по 200-300 тысяч евро? Это что за договор такой, кто его подписывал? Эти вопросы надо задавать руководству. Вместо траты денег на развитие регионов и самого СБР мы отдаем их в IBU. Я изначально был не согласен, чтобы платить IBU. Это уже было ошибкой признать выплаты. Для этого существуют компетентные органы в лице серьезных адвокатов. Ситуация вышла на такой уровень, когда своих знаний не хватает. Надо подключать сотрудников МИД, юристов-международников. Отсюда и такие некомпетентные решения, влекущие последствия.
— Логинов допустил скорое завершение карьеры.
— Во-первых, это эмоции. Саша сейчас отдохнет, успокоится, поговорит с Касперовичем, которому доверяет. Уверен, всё будет нормально. Во-вторых, он не чувствует, что за него борются и отстаивают его интересы. Пока СБР не будет жестко отстаивать своих спортсменов, они не будут уверены, стоит ли им в дальнейшем заниматься спортом. А Саша один на один бьется с этой махиной, пока беззубый СБР сидит и молчит, как и президент IBU.
— Верите в то, что в российском биатлоне наступит эра благополучия и процветания?
— Даже не сомневаюсь в этом. Но только не при этом составе руководства федерации.
— А сами готовы возглавить СБР?
— Не думал об этом. У меня много проектов. Я развиваю биатлон в Санкт-Петербурге, и, как мне представляется, достаточно неплохо. Можете навести справки.
Источник: https://rusbiathlon.ru/